ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ  \ Европейская часть \ ВЕРХНЯЯ ВОЛГА \ ТВЕРЬ-ДУБНА \

Иваньковский гидроузел  

 

Иваньковский гидроузел

        Перед входом в шлюз № 1 возвышается гранитная скульптура В. И. Ленина, выполненная скульптором С. Д. Меркуровым.

        Здесь расположен головной узел сооружений Канала им. Москвы, образующий Иваньковское водохранилище. Гидроузел состоит из земляной и бетонной водосливной плотин, гидростанции, судоходного однокамерного шлюза и ряда других сооружений.

         Старое русло Волги было перекрыто земляной плотиной. Первый волжский шлюз встроен в железобетонную часть плотины длиной 216 м. На 34 м больше ее тянется земляная плотина. Иваньковское водохранилище ограждает от разлива 8-километровая земляная дамба.

         Плотина возведена с помощью гидромеханизации — намывом песков средней крупности из местных карьеров, расположенных на левом берегу Волги. Это был первый опыт применения в Советском Союзе намывного метода в таком большом масштабе.

         Бетонная водосливная плотина состоит из восьми 20-метровых пролетов, которые перекрыты плоскими затворами. По плотине проложена проезжая часть шоссейной дороги. Непосредственно к бетонной плотине примыкает Иваньковская ГЭС, которая является первой в СССР станцией с открытым машинным залом. Две турбины расположены в самом теле плотины и сверху прикрыты металлическими колпаками. Для снятия колпаков, монтажа и демонтажа агрегатов используют портальные краны-грузоподъемностью 150 т, предназначенные для маневрирования затворами на водосливной плотине.    Весь опыт эксплуатации плотины подтвердил возможность применения станций такого типа даже в относительно суровых климатических условиях, а в районах с более мягким климатом (на Днепре) такие гидростанции нашли широкое применение.

         С восточной стороны от земляной плотины, на правом берегу реки, расположен аванпорт, ограждающие дамбы и однокамерный шлюз № 1, устроенный по принятому на канале типу, но имеющий и свои конструктивные особенности. Так, в днище устоев верхней головы расположен тоннель, пропускающий автодорогу, соединяющую левый берег Волги с правым, а в самих устоях размещены откатные аварийно-ремонтные ворота. В процессе эксплуатации наблюдалась постоянная фильтрация воды через бетон в тоннель. В зимнее время неотепленные дренажные устройства не всегда справлялись с отводом воды, что вело к образованию наледей, Сделанное в 1968 г. отепление несколько улучшило состояние тоннеля, но не уменьшило фильтрацию. Поэтому в 1980 г. зимой в тепляках была проведена цементация бетона со стороны камеры. Проведенные работы несколько снизили фильтрацию, но ожидаемого эффекта не дали.

        Иваньковский гидроузел имеет электростанцию мощностью 30 тыс. кВт.

 

     


   Водные пути России - Информационно-справочный сайт
   Сайт входит в проект Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU

   При использовании материалов ссылка на WWW.INFOFLOT.RU обязательна.

   Пишите нам: map@infoflot.ru
    Информация на странице обновлена03 января, 2003
   Россия, Москва 2002