ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ  \ Европейская часть \ Северо-западный регион \ река ВОЛХОВ \

Волховская ГЭС  

 

Волховская гидроэлектростанция

      

     Еще в 1725 году была сделана попытка очистить пороги на Волхове. За 16 пет с 1843 по 1859 на Волхове разбилось 101 судно. Русские инженеры Добротворский и Богданов выработали проект шлюзования волховских порогов, но осуществлен он не был: его выполнение по тем временам требовало огромной суммы расходов - около пяти миллионов рублей.

     В самом начале XX века свой первый проект строительства Волховской ГЭС сделал инженер Генрих Графтио. Этот проект имел ряд неоспоримых достоинств. Важнейшее - возможность обеспечения промышленности Петербурга дешевой электроэнергией, получаемой за счет вечно возобновляемых водных ресурсов реки. А сооружение плотины и шлюза на порожистой части Волхова позволяло создать первоклассный речной путь для провоза грузов. Но этот проект не был осуществлен, так как выдвигались самые различные возражения: от дороговизны строительства до ненадежности геологического основания.

     18 марта 1918 года В.Ленин присутствовал на заселении Электротехнического отдела и Комитета хозяйственной политики ВСНХ. Этот день сыграл историческую роль в решении судьбы Волховстроя. Записывая свои мысли, Ленин формулирует решение: "Волхов строить".

     Несмотря на огромные трудности с финансами в июле авансом отпускается на строительство гидроэлектростанции 17,1 млн.рублей на заготовку оборудования и материалов для производства работ, на постройку временных зданий для жилья и выдачу заказов на оборудование.

     Весь 1918 год ушел на подбор кадров строителей, рабочих и инженеров. Учитывая сложную политическую обстановку, недоверие к власти, многие именитые профессора-энергетики отказывали Графтио

возглавить отдел на строительстве. Но именно тогда на Волховстройке впервые появились имена, которые впоследствии стали знаменитыми: заслуженный деятель науки и техники УЗБ. СССР, профессор Кандалов И.И., академик, руководитель строительства Днепрогэса Б.Веденеев и многие другие. Как сам Г.Графтио охарактеризовал этот период: "Строительство гидроэлектростанции началось в тяжелое время, в грозу и бурю".

     Несмотря на первоначальный замысел построить ГЭС за четыре года - руководство строительства с самых первых дней испытывало трудности во всем: в поисках продовольствия, в бюрократических коридорах власти, и непонимание "величия стройки" местных жителей. И самое главное - приостановки финансирования.

     Уже в 1919 году стройке пришлось пережить тяжелое время. КомГосООР принимает постановление о приостановке работ на Волховстрое. При непосредственном вмешательстве Ленина Совет Труда и Обороны отменяет это решение.

В 1920 году над Волховстроем вновь сгущаются тучи. Экономическая обстановка в стране требовала сокращения расходов денежных ресурсов. Графтио лично встречается с Лениным и получает поддержку. На Волховстрой приезжает, как вспоминают строители ГЭС, "гроб-комиссия", возглавляемая профессором Александровым. Комиссию впечатляют объемы проделанной работы, а также прием, оказанный со стороны инженерного состава. Решение было единогласное: "Волховстрой открыть".

     В 1921 году в условиях нехватки средств, материалов, кадров при параллельно начатых работах строительства гидроэлектростанции на Свири, строительство Волховской ГЭС снова ставится под угрозу. Это положение продолжается до 1922 года. Именно в это время усиливается вредительство со стороны местного населения, разбегаются рабочие. Председатель Петроградской областной плановой комиссии Г.В.Цыперович обращается по просьбе Г.Графтио к Ленину. И снова, под нажимом изыскиваются денежные средства и продпайки.

     Проблема обеспечения продовольствием очень остро стояла на Волховстройке во время всего строительства ГЭС. Даже своевременная выплата денежной зарплаты, наличие продкооперативов и магазина не могли обеспечить все растущую армию строителей.

     Если первая бригада костромских плотников состояла всего из 19 человек, то в 1923 году число рабочих увеличилось до 6000 человек, а в 1925 году их стало в два раза больше.

     Это создавало дополнительные трудности в обеспечении жильем, обучении необходимым специальностям. Но именно в это время развивается социальная сфера: строится Дом культуры, в котором работают театральный кружок, библиотека, спортплощадка, крытый рынок, ресторан, больница, детский сад и др.

     На строительстве Волховстройки происходит эволюция орудий труда: от примитивных кирки, лопаты, тачки и "козы" (устройство для переноса кирпичей) до экскаваторов и шведского оборудования фирмы "ASEA". На основных работах руководство стройки отказывается от подрядного способа и заключает договора с артелями квалифицированных рабочих. Вся подводная часть гидроэлектростанции строится кессонным методом.

     Работы по завершению строительства и установки шведского и отечественного оборудования прошли настолько быстрыми темпами, что дата пуска ГЭС была назначена к лету. Но отделочные работы не были завершены и открытие гидроэлектростанции перенесли на декабрь.

     19 декабря 1926 года состоялось торжественное открытие Волховскои ГЭС. На него прибыли председатель ВСНХ В.Куйбышев, секретарь Ленинградского Обкома партии С,Киров, председатель ВЦИК П.Смидович, представители коминтерна и многих организаций Ленинграда и всех городов страны. Тысячи строителей пришли на это долгожданное событие, которое для всех стало праздником. На праздничном митинге С.Киров сказал: "Вы все помните, как в тяжелые годы холода, голода, эпидемий и гражданской войны был заложен первый камень на Волхове. Волховстрой явился экзаменом сложной, трудной работы на фронте хозяйственного строительства. На опыте Волхова... мы должны научиться так строить более мощные станции и строить дешевле,... чтобы избежать необходимости покупать оборудование за границей,... чтобы все необходимое - от первого кирпича до сложной машины - было сделано собственными руками на наших заводах"...

     Фотографии праздничного митинга, выступления и еще многие документы по истории строительства и эксплуатации Волховской ГЭС хранятся в Музее истории города Волхова - бывшем доме главного инженера Графтио. Этот дом был построен в 1924 году специально для приема, комиссий, зачастивших с проверками на строительство гидростанции. Генрих Графтио занимал только рабочий кабинет на первом этаже, да две жилые на втором, где и жил с женой Антониной Адамовной, которая была его личным секретарем. В этом же доме принимали Правительственные делегации, поэтов, писателей. В зале заседаний - проводились рабочие совещания. После окончания строительства ГЭС, дом неоднократно менял владельца. В течение всей войны до 50-х годов здесь находился городской комитет партии, а затем ГК ВЛКСМ. В 60-х годах здание занимал Дом пионеров и школьников. А 3 октября 1969 года в доме открылся музей. Сейчас в залах музея раскрывается история города с начала строительства Волховской ГЭС до настоящего времени.

Сотрудники музея обновляют экспозицию интереснейшим фондовым материалом, который многие годы был невостребован. И лишь один зал остается без изменений - это рабочий кабинет Генриха Осиповича Графтио. В нем находятся личные вещи, документы инженера и его супруги, библиотека на пяти языках. Генрих Графтио принадлежит к дворянскому роду, выходцам из Нидерландов. Его семья в конце прошлого столетия приняла русское подданство. Отец Генриха Осиповича - инженер путеец - строил железные дороги по России. Детская мечта Генриха сделать поезда скоростными, переросла в зрелую - электрификация железных дорог. Для осуществления этой мечты необходима дешевая электроэнергия, А это значит - строительство водных электрических станций.

     Начиная с детских лет, шаг за шагом хранится в музее биография Г.Графтио в фотографиях и документах. Есть его ордена и награды. Одна из таких наград - персональный автомобиль ЭМ -11, подаренный уже академику Графтио Советским правительством в 1946 году. И каждый раз, проводя экскурсию и рассказывая об удивительном человеке и прекрасном специалисте - инженере Графтио, который воплотил свою мечту в реальность, поражаешься необыкновенной любви к своему делу и упорству в его осуществлении.


   Водные пути России - Информационно-справочный сайт
   Сайт входит в проект Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU

   При использовании материалов ссылка на WWW.INFOFLOT.RU обязательна.

   Пишите нам: map@infoflot.ru
    Информация на странице обновлена18 ноября, 2002
   Россия, Москва 2002