ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ  \ Европейская часть \ Северо-западный регион \ ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ КАНАЛ \ Шекснинский гидроузел  

 

 Шекснинский гидроузел

        

      Створ Шекснинского гидроузла расположен на р. Шексне в районе выклинивания подпора Рыбинского водохранилища. Шлюз №7 гидроузла однотипен с другими шлюзами канала. В связи со значительным ростом грузооборота по каналу здесь завершено строительство второго шлюза-второй "нитки" шлюза №8. В состав гидроузла так же входят земляная и водосливная плотины и здание ГЭС. Расход воды в створе Шекснинского гидроузла в зимний период колеблется от 40 до 90 м3/с, а во время навигации - от 100 до 550 м3/с.  

        Шекснинский гидроузел по сравнению с другими шлюзами Волго-Балта имеет наибольшую загруженность. Грузопоток через гидроузел включает в себя не только транзитный грузопоток, проходящий по всему Волго-Балтийскому пути, но и грузопоток формирующийся в пределах крупного Шекснинского водохранилища. Поскольку в Советское время потребности в перевозках по Волго-Балту постоянно возрастали, в 1980 году было начато строительство второй нитки шлюза Шекснинского гидроузла.

Технический проект разработан Ленинградским отделением Гидропроекта и на сегодняшний момент по техническому оснащению является самым передовым шлюзом. Строительство осуществлялось при полном напоре Шекснинского водохранилища в условиях действующего шлюза №7 и затянулось практически на 15 лет.

Габариты шлюза второй нитки по сравнению со шлюзом первой нитки увеличены. В проекте были учтены перспективы увеличения глубин на Волго-Балтийском водном пути и предстоящая переброска стока северных рек через створ Шекснинского гидроузла в Волжский бассейн. Для этого предусмотрено дополнительное заглубление порога верхней головы и дна верхнего подхода к шлюзу. Увеличена также полезная длина камеры шлюза до 300 м, для одновременного приёма крупногабаритных судов типа «ВолгоДон» и «Волгонефть».

Пульт управления шлюза размещается в пролёте между устоями нижней головы в мостовой конструкции, которая одновременно используется для прохода людей и прокладки коммуникаций с одной стороны шлюза на другую. Сразу за нижней головой расположен горизонтально-поворотный автодорожный мост, время разводки которого составляет 2 минуты.

В дополнение к эксплуатационным подъёмно-опускным воротам на верхней голове имеются так же аварийно-ремонтные подъёмно-опускные ворота, на нижней голове предусмотрено тросовое предохранительное устройство для защиты нижних двустворчатых ворот от навалов судов со стороны камеры. Все основные механизмы шлюза оснащены гидроприводами.

Для возможности выполнения ремонтных работ в период эксплуатации шлюза установлен двухконсольный козловой кран, передвигающийся по всей длине камеры шлюза с выходом на нижнюю и верхнюю головы.

Из передовой техники на шлюзе так же имеется логическая система управления пропуском судов и установка промышленного телевидения, система водяного и пенного пожаротушения, предусмотрена возможность эксплуатации шлюза при минусовых температурах воздуха.


   Водные пути России - Информационно-справочный сайт
   Сайт входит в проект Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU

   При использовании материалов ссылка на WWW.INFOFLOT.RU обязательна.

   Пишите нам: map@infoflot.ru
    Информация на странице обновлена26 февраля, 2003
   Россия, Москва 2002