ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ  \ Европейская часть \ Северо-западный регион \

ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ Водная СисТЕМА  

     ВЫШНЕВОЛОЦКАЯ Водная СисТЕМА (с 1709 г.)

 

      

Водный путь в районе Вышнего Волочка существовал испокон веков, как издревле существовала связь плодородной Центральной России и северного господина Великого Новгорода. Вот что он представлял в прошлом: суда шли вверх по Волге, затем по Тверце до того места недалеко от Вышнего Волочка, где сейчас располагается поселок Белый Омут. Отсюда суда перетаскивали волоком до реки Цны, либо товары выгружали и перевозили сухопутьем. Река Цна открывала доступ через озеро Мстино и реку Мста в озеро Ильмень, а по нему - в исток реки Волхов до Новгорода.
      Первое упоминание о селении, находившемся на месте волока, относится к 1471 году. Слово "вышний" говорит о том, что ниже на Мсте был еще один волок в обход Боровицких порогов. Волок же между Тверцой и Цной был короче, отсюда и слово "волочек".
      12 января 1703 года Петр издал указ о "перекопной работе" в Вышнем Волочке. По указу следовало соединить Тверцу, впадающую в Волгу, с Цной, несущей свои воды к Балтийскому морю, с помощью Тверецкого канала в несколько сотен метров.

 

ВЗЯТКИ - ДАВНЯЯ ТРАДИЦИЯ

В 1703 году началось строительство канала. По преданию, Петр I не раз бывал на Тверецком канале, его направление и длина были определены самим царем. Техническое руководство работами было поручено "иностранному шлюзному мастеру" Адриану Гоутеру "с товарищами" - пятью голландскими мастерами.
      Болотистая местность была раем для туч комаров и мошек и адом для тысяч работных людей, которые буквально гибли от всяких болезней. К тому же технические средства, находившиеся в их распоряжении, были до крайности примитивны. За этот изнуряющий труд привлеченные по найму рабочие получали по три копейки за каждые восемь дней. В то же время главный наблюдающий за строительством Тверецкого канала, князь Матвей Гагарин, известный своим взяточничеством и казнокрадством, изощрялся в умении тратить деньги. Так, в 1711 году он решил удивить мир своим богатством, приказав сделать роскошную карету, обитую заморским шелком, и оковать колеса серебром. Подковы восьми лошадей были из чистого золота.
      Весной 1709 года по первой в России искусственной водной системе открылось судоходство.

 

НЕ СПРАВИЛИСЬ ГОЛЛАНДЦЫ, ПОМОГЛИ НОВГОРОДЦЫ

Все на первый взгляд выглядело чудненько, и даже Петр I был введен в заблуждение и посчитал построенное соединение рек вполне удачным. Однако вскоре обнаружился очень крупный недостаток: шлюзы не могли устранить мелководье Тверцы, и проблема водного баланса не решалась. Для прохода судов требовалось много времени - иногда несколько месяцев. В среднем в год через Вышний Волочек по каналу проходило не более 400 судов и плотов, что явно не удовлетворяло потребности Санкт-Петербурга даже того времени.
      Одним словом, вышневолоцкие сооружения были сделаны кое-как, к тому же, лишенные внимания, через несколько лет они пришли в самое плачевное состояние. Петр I попытался построить другой водный путь, параллельный Вышневолоцкой водной системе. Однако все усилия самодержца никак не приводили к желаемым результатам. Пока... за дело не взялся новгородский купец с врожденными инженерными способностями Михаил Сердюков. Сердюков пользовался Вышневолоцким водным путем для доставки различных грузов с волжских пристаней в Новгород, а затем и в только что основанный Петербург. На собственном горьком опыте он познал все трудности и опасности плавания по этому пути. Ему было ясно, что основной причиной всех бед является недостаток воды в реках Тверца, Цна и Мста, особенно в летнее время. Оригинальное решение, найденное Сердюковым, заключалось в обеспечении искусственного питания водой вышневолоцких каналов, а также рек Тверца и Мста путем направления вод из Цны и Шлины в зависимости от надобности, либо через Тверецкий канал в Тверцу, либо через Цнинский канал в Мсту.
      Лишенный купеческого скупердяйства, Сердюков решил взяться за это нелегкое дело за свой счет. Причем если у него не получится - о возмещении убытков Петра I не беспокоить, а при успешном окончании работы просить царя о милости. Встретившись с Сердюковым лично, Петр понял, что из этого сообразительного купца может выйти толк, и издал указ об отдаче Сердюкову водного пути в содержание.
      1 августа 1719 года, наняв необходимое число мастеров и работных людей, Сердюков приступил к работам. На реке Цна в обход опасного участка реки был вырыт канал и построен новый шлюз. Тогда же началась работа по восстановлению запущенного Тверецкого канала и был починен шлюз на канале, затем была построена деревянная плотина на реке Шлина, велись и другие работы.
      К концу 1722 года все гидротехнические работы, значительно облегчившие судоходство и увеличившие поток судов, были завершены. Обошлись они Сердюкову в кругленькую сумму - более чем в 10 тысяч рублей. Кстати, получить ее из казны оказалось не так-то просто - деньги были возвращены Сердюкову лишь в 1736 году.

 

ПРОИСКИ ВРАГОВ

У Сердюкова, имевшего независимый характер и лишенного умения угождать, было полно завистливых врагов, которые думали только о прибавлении монет в своем кошельке. Среди них и высокопоставленные чиновники, и ямщики, чьему делу деятельность Сердюкова наносила убытки. Они постоянно ставили Сердюкову палки в колеса: обвиняли во всех грехах - в тайной принадлежности к расколу (старообрядчеству), в неумелом распоряжении водной системой. Происки врагов затрудняли работу вышневолоцкого инженера-самоучки, однако сломить его было никому не по силам.
      После смерти Петра, лишенный своего могущественного покровителя, Сердюков стал удобной мишенью для своих противников. Водные пути для следующих правителей отошли на задний план. В царствование Екатерины I прорыв Шлинской плотины нарушил судоходство по всему Вышневолоцкому водному пути. А заняться ее восстановлением Сердюкову не дозволяли.
      Когда же его наконец допустили до ставшего родным детища, восстановительная работа закипела вовсю.
      Однако, чтобы обеспечить летнее судоходство, воды по-прежнему было мало. Это натолкнуло Сердюкова на еще одну гениальную идею об устройстве большого запасного водоема на реке Цна, который обеспечивал резервным питанием всю Вышневолоцкую водную систему. Его создание стало венцом деятельности Сердюкова. Водохранилище получило название "Заводское", потому что располагалось возле винокуренного и иных заводов.

 

УРОВЕНЬ ВОДЫ - ВРУЧНУЮ

В XIX веке Вышневолоцкая система продолжала выполнять свою функцию. А с появлением ГЭС она стала дополнительным источником электроэнергии для Москвы. Но когда на Волге были построены новые ГЭС, вышневолоцкая система потеряла свое былое энергетическое значение.
      В последнее время возросло значение водной системы в снабжении Москвы водой. В общем водном балансе города она составляет около 8%. Созданная 300 лет назад водная система приобрела новую профессию, став водохозяйственной.
      С 1944 года начались работы по переустройству водной системы и наращиванию сооружений, подпирающих Заводское водохранилище. Из Заводского водохранилища был прорыт Новотверецкий канал, на котором расположена Новотверецкая ГЭС. Именно их может видеть каждый въезжающий в Вышний Волочек.
      Вышневолоцкое водохранилище "держат" напорные сооружения: Ново-Цнинская дамба с плотиной, дамба с плотиной на реке Тоболка, трехкилометровая Ленинградская дамба со сбросным лотком, которая защищает трассу Москва - Ленинград и Октябрьскую железную дорогу от подтопления (проезжая по трассе в сторону Питера, можно увидеть насыпь, которая скрывает находящееся за ней огромное водохранилище). Две защитные дамбы у завода "Красный Май". По дамбам идут и сбросы паводковых вод в систему, и выработка двух гидроэлектростанций, и обводнение городского бьефа. Кстати, о сбросах паводковых вод. Еще во времена Сердюкова в низовьях, где идут сбросы в Тверцу, запрещено было возводить постройки. За годы и века она несколько потеряла свою актуальность. Однако при очень больших паводках возможно затопление полей и лугов вместе с расположенными на них банями, домиками, теплицами. Несмотря на это, упрямые жители тех районов продолжают несогласованно строить их.
      Итак, в Вышеневолоцкое водохранилище вода поступает из Шлинского, Велевского водохранилищ. А в городской бьеф она идет через реку Цну и Ново-Цнинскую плотину. Здесь круглогодично поддерживается постоянный горизонт воды, зарегулированный тремя сооружениями: Верхне-Цнинской, Нижне-Цнинской плотинами, которые сбрасывают воды на Балтийский склон, и Старотверецкой плотиной - на Тверцу и Волгу. Деревянные плотины со временем реконструируются на электрифицированные, бетонные.
      На сегодняшний день только Верхне-Цнинская плотина осталась деревянной. Этот бейшлот (старинное название плотины) с устоями и бычком, облицованными гранитным камнем, был построен в 1786 году и является своего рода памятником старины. Регулирование горизонта воды в городском бьефе осуществляется поднятием щитов плотины с помощью ручной лебедки. А определяется горизонт каждое утро сотрудниками гидроузла по специальной водомерной рейке.
      Резкой противоположностью Верхне-Цнинской плотине являются Нижне-Цнинская и Старотверецкая плотины - современные, электрифицированные, бетонные. Они, конечно, не производят такого впечатления, не заставляют прикоснуться к прошлому. Зато эффективно управляются и выполняют свою функцию.
      Множество гидротехнических сооружений и сложность их конструкции, особенно подводной части, требуют большого труда и внимания для поддержания в нормальном состоянии. Ремонтируются километры каменных и бетонных креплений, откосов, дренажей. Подводная часть системы осматривается водолазами. Кстати, под водой их частенько ждут приятные встречи с невероятно огромными налимами и сомами.
      Сейчас город усиленно готовится отметить рождение водной системы. Краеведы организуют конференцию, посвященную этой дате, на которую съедутся ученые с Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и других городов. Вышневолоцкий гидроузел совместно с администрацией Вышнего Волочка ремонтируюет часть гранитной набережной, возвращает первозданный вид горбатенькому мостику через Цнинский канал, осуществляет чистку обводного канала. В истоке Тверцы, на месте древнего волока, устанавливается памятный знак водной системе. Кстати, многие известные художники претендуют на то, чтобы стать автором эскиза этого знака.

       Ввиду мелководности рек Тверцы и Мсты пропускная способность Вышневолоцкой системы была незначительной, что заставило искать дополнительные водные пути для продвижения судов с Волги на Петербург. В начале прошлого века и были созданы еще два водных пути: Тихвинский и Мариинский.


   Водные пути России - Информационно-справочный сайт
   Сайт входит в проект Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU

   При использовании материалов ссылка на WWW.INFOFLOT.RU обязательна.

   Пишите нам: map@infoflot.ru
    Информация на странице обновлена04 декабря, 2002
   Россия, Москва 2002