ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ  \ Европейская часть \ Северо-западный регион \

ТИХВИНСКАЯ Водная СисТЕМА  

     ТИХВИНСКАЯ Водная СисТЕМА (с 1811 г.)

        Поскольку  Вышневолоцкий  водный путь не мог обеспечить  нормальной  двусторонней связи  Петербурга с центром страны,  возникла необходимость в более удобной трассе. Еще  в 1710 г. Петр I направляет  инженера  Джона Перри изучить возможность создания водного пути, соединив каналом реки Волжского склона - Мологу, Чагодощу, Чагоду,  Горюн, Соминку с реками Балтийского склона  --  Тихвинкой,  Сясью,  Невой. По этой  трассе  издревле  существовал  торговый путь с Волги в Прионежье и Балтику. Через  водораздел  между  реками,  текущими  с одной  стороны в Волгу и с другой -- в Ладожское озеро, грузы перевозили гужом. 
        В 1712 г. Петр I сам  выезжает  на  осмотр  трассы. В  версте от озера  Крупино для него был  построен деревянный  дом  на  каменном фундаменте, сгоревший в 1802 г. В память о посещении  Петром  этих мест у восточного конца  озера  Лебедино -- начала Тихвинского  канала  в 1863--1864 гг.  установлен  памятник  из  булыжного  камня  на цементе в виде скалы с чугунным крестом наверху. 
        В мае 1724 г.  Петр I  направляет обергофштальмейстера  Алабердеева  инженер-поручика Либерса  "для искания, осмотра  водяной  коммуникации от Волги до Ладожского озера". Одновременно проводились  изыскания и следующего  участка  канала -- между устьями Волхова и Сяси. Трасса Тихвинской системы  была полностью обследована в последние месяцы жизни Петра, однако смерть его в 1725г. надолго отодвинула ее осуществление.  Только  в 1797 г. в  связи  с  засухой и обмелением  Вышневолоцкой системы вновь возник вопрос о Тихвинском водном пути. Работы были начаты в 1802г. а окончены в 1811-м. 
        С Волги путь шел: по Мологе до устья Чагодощи (248 км), по Чагодоще и Чагоде до устья Горюна (167 км), по Горюну (13 км), озеру Вожанское (3 км), реке Соминка (32 км, 8 шлюзов),  озеру  Сомино (1 км),  реке  Волчина (10 км, 3 шлюза), Тихвинскому каналу, пересекающему озера Крупино и Лебедино (6,3 км), реке Тихвинка (158 км, 48 шлюзов), 
протекающей через озера Еглино (2,6 км) и 0зерское (5,2 км), реке Сясь от устья Тихвинки  до села  Сясьские Рядки (96 км),  Старосясьскому  каналу (11 км).  Староладожскому каналу (112 км), Неве (74 км). 
        Тихвинский путь был самым коротким: от Рыбинска до Петербурга -- 924 км, тогда как  по Мариинской системе -- 1143 км,  а по Вышневолоцкой -- 1440 км. Кроме того, судоходство по Тихвинской системе  шло в обе стороны, что нельзя  было осуществить на Вышневолоцкой. Преимущество  в  доставке  грузов -- около месяца,  но  стоимость перевозок дороже, поэтому здесь везли наиболее  ценные заграничные товары, связанные с жесткими  сроками  доставки, -- для  Макарьевской (Нижегородской)  ярмарки, а также  товары  местного  потребления.  Недостатком  системы  была  маловодность,   в результате  чего применялись  только  небольшие  суда  --  до 33 тонн -- "тихвинки" и "соминки"  (их строили в Тихвине и Сомине  ежегодно до 200 штук), в  то время как на Мариинской системе грузоподъемность судов достигала 82 тонн. 
        Кроме того, Тихвинская система не была достроена: на порожистых участках Чагоды,  Тихвинки  и  Сяси отсутствовали  шлюзы,  на ряде мелких  мест суда  приходилось разгружать. Дополнительное питание системы  через водохранилища на озерах Пятино и Долгомощенское  оказалось недостаточным  для  нормальной эксплуатации. Главные пристани находились в Весьегонске, Сомине,  Тихвине,  Колчанове и Сясьских Рядках. Тяга шла главным образом конная по бечевнику. Навигация начиналась в конце апреля и заканчивалась в октябре, что составляло в среднем 180 дней. Однако, несмотря на все трудности,  по системе  проходило  до  6 тысяч  судов  в  год. Обслуживали ее 40 тысяч лошадей, десятки тысяч погонщиков и бурлаков, в том числе дети. 
        После постройки  в 1851 г. Николаевской  железной  дороги,  соединившей Петербург с Москвой, и с усовершенствованием Мариинской системы значение Тихвинского пути  стало падать и количество  проходящих  судов  постепенно сокращаться.  Шлюзы разрушались, система  мелела.  В дальнейшем  путь использовался  только для  местных перевозок и то лишь на отдельных участках и в высокую воду. 
        После Октябрьской революции  Тихвинская система  стала  важной  артерией  для доставки продовольствия из районов Волги в осажденный Красный Петроград. В 1918г, в первую годовщину  Октября,  Тихвинской системе было присвоено имя В.И. Ленина. 


   Водные пути России - Информационно-справочный сайт
   Сайт входит в проект Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU

   При использовании материалов ссылка на WWW.INFOFLOT.RU обязательна.

   Пишите нам: map@infoflot.ru
    Информация на странице обновлена24 ноября, 2002
   Россия, Москва 2002