ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ  \ Европейская часть \ Северо-западный регион \

МАРИИНСКАЯ Водная СисТЕМА  

     МАРИИНСКАЯ Водная СисТЕМА (с 1810 г.)

Мысль  о  соединении  Ковжи  (Волжский склон)  с  Вытегрой (Балтийский склон) принадлежит  Петру I. По его  поручению  инженер  Джон Перри  в  1710 г.,  обследуя рельеф местности по трассе, заставлял мужиков рубить просеки и ставить вехи. В 1711г. Петр сам проехал в Вытегру и дальше к древнему волоку. Лично убедившись в правильности  представленных  Перри  расчетов, Петр повелел  рубить лес  для  строительства нового  водного  пути.  Однако  работы  пришлось отложить  в  связи с усложнившейся международной обстановкой. Чтобы осуществить петровский замысел, царской России потребовалось около 100лет. Строительство канала началось в 1799г. и длилось 11 лет. За этот период были  возведены сложные  гидротехнические сооружения  для  питания мелководных  участков,  построены многочисленные  шлюзы  на  Вытегре  и  Ковже. 21 июня 1810 г. по Мариинской системе открылось сквозное движение судов. 
        Первые  годы  эксплуатации  водного  пути  показали  многие  его неудобства.  От Рыбинска  до  посада Крохино товары  отправлялись  на  обыкновенных  баржах, а для прохода по бурному Белому озеру перегружались в палубные суда-белозерки. Все это замедляло и удорожало  доставку грузов. Не случайно в то время  сложилась поговорка: 
"За морем телушка -- полушка, рубль перевоз". Чтобы обеспечить безопасность движения, надо было строить каналы в обход Белого и Онежского озер. 
        В 1843--1846 гг. был  прорыт  Белозерский канал в обход Белого озера, а в 1818-- 1820гг. выполнена первая очередь Онежского канала до Черных песков. Работы возобновились в 1845 г. и закончились в 1852 г. Существенно Мариинскую  систему  это  не улучшило. На Шексне и Свири бурлило много порогов, шлюзовая система была несовершенна. Обходные Староладожские каналы  требовалось  пополнять водой. Кроме того, за период эксплуатации (1730--1860гг.) они обмелели, сооружения пришли в ветхость. Так как ремонтировать  сооружения можно было только после навигации, параллельно ближе к Ладоге построили новые, большие по габаритам и, главное, на одном уровне с 
Ладожским озером, вследствие чего отпала  необходимость в шлюзах и пополнении их водой. Работы производились с 1861 по 1883г., после чего система приняла свой окончательный вид. В нее вошли: река  Шексна от устья Белозерского канала  до впадения в Волгу  у  Рыбинска (434 км),  Белозерский обводной  канал (67 км),  река Ковжа (70 км), 
Новомариинский канал (67 км), река Свирь (213 км), Новосясьский канал(11 км), Ново-ладожский канал (111 км), река Нева (74 км). 
        Первоначально  баржи  тащили  бурлаки,  а  в  1830--1888гг. на  реке  действовала туерная тяга--цепь, проложенная по дну реки, по которой суда двигались против течения. Впоследствии Мариинская система  еще  несколько  раз  перестраивалась и совершенствовалась (последний раз--в 1890--1896 гг.). 
        Всего на  Мариинке был 31 шлюз, и от Рыбинска до Петербурга суда проходили за 110 суток. После реконструкции шлюзов стало 37, размеры их увеличились (длина 35м, ширина 6 м, глубина 1 м). Движение  было двустороннее. После введения  конной тяги время прохождения судов сократилось до 50 суток, и система стала главным  "хлебным путем" в столицу. Несмотря на недостатки, по тому времени она считалась первоклассным гидротехническим сооружением и на Всемирной выставке в Париже в1913г. была удостоена Большой золотой медали. 


   Водные пути России - Информационно-справочный сайт
   Сайт входит в проект Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU

   При использовании материалов ссылка на WWW.INFOFLOT.RU обязательна.

   Пишите нам: map@infoflot.ru
    Информация на странице обновлена03 декабря, 2002
   Россия, Москва 2002