ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ  \ Европейская часть \ Северо-западный регион \

Волго-Балтийский водный путь  

Волго-Балтийский водный путь

Общие сведения

        Волго-Балтийский водный путь был открыт в июне1964 г. Он является частью единой глубоководной системы Европейской части России. Эта система соединяет Балтийское море с морями Северного Ледовитого океана и южными морями России. Весь путь включает в себя последовательно реку Нева, Ладожское озеро, реку Свирь, Онежское озеро, Волго-Балтийский канал и Рыбинское водохранилище. Общая протяженность от Невских ворот до Рыбинского гидроузла 1003 км.

        Волго-Балтийское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства (ГБУ "Волго-Балт") - государственное учреждение, выполняющее все функции речной власти на всем протяжении Волго-Балтийского водного пути

        Волго-Балтийский водный путь заменил старую Мариинскую систему, просуществовавшую более чем полтора века. В годы Советской власти Мариинская система постоянно совершенствовалась, на порожистых участках р. Шексна были построены три гидроузла, на р. Свирь сооружены две гидроэлектростанции. Однако крупное транспортное и энергетическое строительство в СССР выдвигали в качестве очередной задачи генеральную реконструкцию Мариинской системы, которая была связана с другими гидротехническими сооружениями, уже реконструированными или построенными заново.

        Проект Волго-Балта разработан Ленинградским отделением гидропроекта. Тридцать девять шлюзов старой Мариинской системы были заменены семью новыми шлюзами, к которым в 1995 добавился шлюз №8, являющийся второй ниткой шлюза №7.

 

Особенности плавания и затруднительные для судоходства места

         Главная особенность плавания по Волго-Балтийскому водному пути – это сочетание озёрных и речных условий плавания, которые связны с резким изменением метеорологической обстановки.

         При сквозном плавании по Волго-Балту условия плавания от участка к участку существенно меняются. Судно здесь проходит в стеснённых каменистых участках рек, где могут действовать сильные свальные течения, движется по узким каналам и фарватерам, неоднократно проходит через шлюзы, мосты, находящиеся в наведённом и разведённом состоянии, совершает переходы через неспокойные озёра. Всё это требует от судоводителя всесторонней подготовки и опыта плавания в различных условиях.

         Наиболее затруднительными местами являются мосты С. Петербурга, перекаты «Кривое колено» и «Ивановские пороги» на р. Нева, Кошкинский фарватер и Свирская губа Ладожского озера, запрещённые для расхождения и обгона участки р. Свирь, Свирские шлюзы и шлюзы Волго-Балтийского канала, устье реки Вытегра, Ковжинский бар, Крохинский брод, затруднительные для плавания участки верхней и нижней Шексны и районы порта Череповец около устья р. Ягорба.

         Максимальные скорости течения наблюдаются – 14 км/ч на Ивановских порогах, 9-11 км/ч на Кошкинском фарватере и 10,5 км/ч у моста в Подпорожье.

         Навигация длится в среднем 188 дней и лимитируется сроками замерзания водораздельного участка канала и вскрытия ото льда Белого озера.

         Штормовые ветры самой большой силы в 8-9 баллов наблюдаются на Ладожском озере, наиболее часты они в октябре. При северных ветрах высота волны на Ладожском озере может достигать 6 м.

 

Минимальные гарантированные габариты судового хода на Волго-Балтийском водном пути (в метрах)      

 

Глубина 

4

Радиус закругления 

600

Ширина - на участке     С. Петербург - устье Свири

85

                                    р. Свирь

70

                                    Онежское оз. - устье р. Вытегры 

100

                                    устье р. Вытегры - шл. №1

50

                                    шл. №1 - шлюз №6

80

                                    шл. №6 - Константиновские пороги (803 км)

50

                                    Константиновские пороги - Торово

80

Наименьшая ширина камер шлюзов 

17,6 м (Нижнесвирский)

Наименьшая полезная длина камеры шлюза

210 м (Нижнесвирский)

Остальные шлюзы 

270х17,8 м

Наименьшая высота воздушных переходов и мостов: от Володарского моста до Ладожского оз.

36

                                                                                   р. Свирь

24

                                                                                   от Онежского оз. до верхн. бьефа шл.№6

16,1 (мост)

                                                                                   от верхнего бьефа шл.№6 до Рыбинска

18,2 (мосты)

Судоходная обстановка

         На Волго-Балтийском канале для обозначения берегов канала вблизи уреза воды установлены путевые знаки, представляющие невысокие столбы, окрашенные на левом берегу черно-белыми, а на правом берегу крано-белыми горизонтальными полосами. Береговая и плавучая обстановка освещаемая.

         На Ладожском, Онежском озёрах и в устьевых участках дельты реки Нева действует кардинальная система ограждения МАМС.

         На реках Нева и Свирь правая и левая стороны судового хода определяются по направлению течения этих рек. На Волго-Балтийском канале принято условное направление течения от Онежского озера к Рыбинскому водохранилищу

 

Таблица проектных уровней по опорным водомерным постам

Название водомерных постов

Отметка проектного уровня, м

Горный институт

Ивановское

Петрокрепость

Свирица

Лодейное поле

Нижнесвирский шлюз нижний бьеф

Нижнесвирский шлюз верхний бьеф

Верхнесвирский шлюз нижний бьеф

Верхнесвирский шлюз верхний бьеф

Нимпелда

Вознесенье

Усть-Вытегра

Шлюз №1 верхний бьеф

Шлюз №2 верхний бьеф

Шлюз №3 верхний бьеф

Шлюз №4 верхний бьеф

Шлюз №5 верхний бьеф

Шлюз №6 нижний бьеф

Шлюз №6 верхний бьеф

Аненский мост

Крохино

Иванов Бор

Шлюз №7 нижний бьеф

Шлюз №7 верхний бьеф

Череповец

-0,15

1,5

3,15

4,1

4,45

4,7

16,85

17,3

31,3

31,8

32,6

32,6

45,85

58,6

70,6

83,45

96,25

96,25

112,00

112,7

112,8

112,8

100,00

112,5

100,00

Порты:

  • С. -Петербург

  • Череповец

  • Важины

Пристани

  • Петрокрепость

  • Свирица

  • Лодейное Поле

  • Подпорожье

  • Вознесенье

  • Вытегра

  • Белозёрск

Ремонтные пункты (РЭБ):

  • С. -Петербург

  • Череповец

  • Петрокрепость

  • Новая Ладога

  • Вознесенье

Мосты:  

       река Малая Нева

  • Тучков

  • Строителей.

      река Большая Нева

  • Лейтенанта Шмидта

  • Дворцовый.

      река Нева

  • Кировский

  • Литейный

  • Охтинский

  • Александра Невского

  • Финляндский

  • Володарский

  • Кузьминский

  • Ладожский.

      река Свирь

 

Продольный профиль Волго-балтийского водного пути


   Водные пути России - Информационно-справочный сайт
   Сайт входит в проект Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU

   При использовании материалов ссылка на WWW.INFOFLOT.RU обязательна.

   Пишите нам: map@infoflot.ru
    Информация на странице обновлена11 декабря, 2002
   Россия, Москва 2002