ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ \ Всё о Канале им. МОСКВЫ \ Схема канала

 

 По книге "Канал им. Москвы: 50 лет эксплуатации" / В.В. Бочаров, Л.С. Быков, Ю.С. Даценко и др.

 План-схема канала им. Москвы  >>>

 Продольный профиль канала >>>

Волжский (северный) склон. Канал берет свое начало на правом берегу Волги у бывшего с. Иваньково. Здесь расположен головной узел сооружений канала, образующий Иваньковское водохранилище. Гидроузел состоит из земляной и бетонной водосливной плотин, гидростанции, судоходного однокамерного шлюза и ряда других сооружений.

Старое русло Волги было перекрыто земляной плотиной. Плотина возведена с помощью гидромеханизации — намывом песков средней крупности из местных карьеров, расположенных на левом берегу Волги. Это был первый опыт применения в Советском Союзе намывного метода в таком большом масштабе.

Бетонная водосливная плотина состоит из восьми 20-метровых пролетов, которые перекрыты плоскими затворами. По плотине проложена проезжая часть шоссейной дороги. Непосредственно к бетонной плотине примыкает Иваньковская ГЭС, которая является первой в СССР станцией с открытым машинным залом. Две турбины расположены в самом теле плотины и сверху прикрыты металлическими колпаками. Для снятия колпаков, монтажа и демонтажа агрегатов используют портальные краны грузоподъемностью 150 т, предназначенные для маневрирования затворами на водосливной плотине. Весь опыт эксплуатации плотины подтвердил возможность применения станций такого типа даже в относительно суровых климатических условиях, а в. районах с более мягким климатом (на Днепре) такие гидростанции нашли широкое применение.

С восточной стороны от земляной плотины, на правом берегу реки, расположен аванпорт, ограждающие дамбы и однокамерный шлюз № 1, устроенный по принятому на канале типу, но имеющий и свои конструктивные особенности. Так, в днище устоев верхней головы расположен тоннель, пропускающий автодорогу, соединяющую левый берег Волги с правым, а в самих устоях размещены откатные аварийно-ремонтные ворота. В процессе эксплуатации наблюдалась постоянная фильтрация воды через бетон в тоннель. В зимнее время неотепленные дренажные устройства не всегда справлялись с отводом воды, что вело к образованию наледей, Сделанное в 1968 г. отепление несколько улучшило состояние тоннеля, но не уменьшило фильтрацию. Поэтому в 1980 г. зимой в тепляках была проведена цементация бетона со стороны камеры. Проведенные работы несколько снизили фильтрацию, но ожидаемого эффекта не дали.

От аванпорта до гидроузла № 2 канал проходит исключительно в насыпях  и вода по нему идет самотеком. На первом километре канала расположены заградительные откатные ворота № 104 (Строительные номера некоторых объектов канала (насосных станций, заградительных ворот, судоходных соединительных каналов и др.) сохранились до настоящего времени как названия сооружений и используются при эксплуатации), которые позволяют отключить весь канал от Иваньковского водохранилища для ремонта в случае возможной аварии.

На четвертом километре у пересечения канала с р. Сестрой дамбы возведены путем намыва песка и супесей из местных карьеров. Высота сестринских дамб достигает 18м (от дна канала) при напоре 9,0 м. Для предупреждения фильтрации из канала и разрушения его откосов по профилю канала устроен суглинистый экран с пригрузкой слоем песка и укреплением откосов каменной наброской по слою гравия.

Для пропуска под каналом р. Сестры, максимальный расход которой достигает 440 м3/с, возведена трехочковая железобетонная труба, удачно соединенная с водоспуском из канала. С помощью этой трубы можно в течение нескольких часов опорожнить участок канала между заградительными воротами № 104 и гидроузлом № 2, выпустив из него воду через реки Сестру и Дубну в Волгу ниже Иваньковской плотины.

Далее в связи с подъемом местности возведен гидроузел № 2, представляющий собой первую ступень подъема канала. Он состоит из однокамерного шлюза и насосной станции общепринятых для канала типов. Здесь суда, идущие с Волги, поднимаются на 6 м; на эту же высоту поднимается насосами перекачиваемая вода.

От гидроузла № 2 до следующей ступени подъема — гидроузла № 3 идет участок канала длиной свыше 43 км, который получил название длинного бьефа. В пределах этого участка нет центрального сооружения, вокруг которого компоновались бы другие. Весь участок представляет собой отрезок судоходно-водоводного канала с отдельно размещенными на нем сооружениями. Для разъезда или стоянки судов устроено пять уширений, при этом для одного их них использовано Татищевское озеро.

Местность, по которой проходит этот участок канала, отличается большой пересеченностью (болота, бугры, поймы). Поэтому канал проходит частью в выемках, частью в насыпях, а частью в полувыемке-полунасыпи с весьма сложными дамбами различного типа и исполнения, а именно: намывными на иловых грунтах, намывными на торфяном основании с торфяным ядром, из песка, торфяными с песчаной пригрузкой из суглинка и т.п. На этом участке размещены: заградительные ворота №103, предназначенные для разделения бьефа между гидроузлами № 2 и 3 на случай ремонта; четыре дюкера и труба для пропуска под каналом сточных вод с прилегающей к каналу территории; донный водосброс для опорожнения участка канала между гидроузлом № 3 и заградительными воротами № 103 при поднятии последних; две пристани и пять паромных переправ (осталось в эксплуатации только две переправы).

На северном склоне Клинско-Дмитровской гряды расположен Яхромский узел сооружений, состоящий из двух ступеней — гидроузлов № 3 и 4. В него входят два однокамерных шлюза и расположенные рядом с ним насосные станции. Расстояние между гидроузлами около 4,0 км. На этом участке канала находятся два водосброса (один для сброса воды Яхромского водохранилища в канал, другой для сброса воды из канала в р. Яхрому) . Здесь канал проходит в полувыемке-полунасыпи. Дамбы большей частью безнапорные. Напорной является только западная дамба, которая выполнена из торфа с песчаной пригрузкой.

Начиная от гидроузла № 4, канал пересекает водораздел между реками Яхромой и Икшей и проходит в глубоких выемках. Длина этого участка свыше 7 км. Икшинский двуступенчатый узел (гидроузлы № 5 и 6) является последним на пути канала к водораздельному бьефу. В состав узла входят: два однокамерных шлюза, две насосные станции при каждом шлюзе, земляная плотина на р. Икше, образующая Икшинское водохранилище. Расстояние между гидроузлами 2 км. Насосные станции и шлюзы всех пяти гидроузлов одинаковы по конструкции и отличаются один от другого компоновкой и архитектурой зданий.

Водораздельный участок. От гидроузла № 6 начинается водораздельный участок канала, огражденный земляными плотинами: Икшинской - с севера, Химкинской - с юга, Пестовской, Пяловской, Акуловской и Пироговской - с востока. Таким образом, созданная цепь водохранилищ, объединяемая соединительными каналами, создает единое водохранилище водораздельного бьефа площадью 60,8 км2 и объемом 348,7 млн. м.куб, по которому осуществляется судоходство. Из этого водохранилища происходит отбор воды на водоснабжение, обводнение и судоходство.

Акуловская, Пестовская и Пяловская плотины создают Учинское водохранилище, предназначенное только для водоснабжения столицы. В этой части водохранилища происходит первая обработка воды: волжская вода отстаивается в течение определенного времени, освобождается от содержащихся в ней органических и минеральных веществ и по специальному водопроводному каналу подается на водопроводную станцию.

Соединительный канал между Икшинским и Пестовским водохранилищами длиной свыше 2 км проходит в илистых торфянистых грунтах, где дамбы с пригрузкой давали осадку до 1,5 м еще в период строительства. Примыкающие к каналу со стороны водохранилищ подводные прорези, сделанные в торфяниках при заполнении канала водой, начали всплывать. Для прекращения этого явления по кромкам подводной прорези были отсыпаны пригрузочные каменные призмы ("попы"), которые обеспечили устойчивость ложа канала. При возросшей интенсивности судоходства эти каменные призмы стали мешать и их пришлось убрать. В течение 15 лет после снятия призм подъема торфов не наблюдалось.

Соединительный канал между Пестовским и Пяловским водохранилищами режет Пестовский бугор и проходит в глубокой выемке. Песчано-гравелистое сложение бугра делает канал устойчивым и за время эксплуатации никаких негативных явлений на канале не наблюдалось. Длина канала свыше 2 км.

Прорезая выемками водораздел между Пяловским и Клязьминским водохранилищами, судоходный канал проходит в более или менее благоприятных условиях. Длина этого канала 9 км.

Водораздел между Клязьминским и Химкинским водохранилищами длиной 10 км прорезается самой глубокой на канале выемкой в 22,5 м. На восточном откосе этой выемки в процессе строительства образовался оползень, захвативший откос до самого верха выемки. Расширением выемки над бечевником откос был разгружен и восстановлен по проекту. Однако оползневые явления на этом участке не затухали и в последующие годы эксплуатации канала.

На водораздельном бьефе размещено пять заградительных ворот, построенных по принятому на канале типу. Первые ворота (№ 108) размещены в конце Икшинского водохранилища и отделяют его от Пестовского и Пяловского водохранилищ. Вторые ворота (№ 114) отделяют Пяловское водохранилище от Клязьминского. Следующие третьи ворота (№ 121) отделяют Клязьминское водохранилище от Химкинского и от глубокой выемки канала. Четвертые ворота (№ 73) отделяют Химкинское водохранилище от канала. При этом ворота № 121 и ворота № 73 канала отделяют глубокую выемку от Клязьминского и Химкинского водохранилищ.

Пятые аварийно-ремонтные (откатные) ворота № 105 построены при входе в верхний подводящий канал к шлюзу № 7. Закрывая их, можно в случае надобности отделить от Химкинского водохранилища шлюзовую лестницу, спускающуюся к р. Москве, и деривационный канал к Сходненской ГЭС. Конструкция этих ворот однотипна с конструкцией ворот № 104, построенных на первом километре.

На левом берегу Химкинского водохранилища построен Северный речной порт, предназначенный для переработки некоторой части грузооборота. Рядом с портом расположен Северный речной вокзал, к которому примыкает большой парк.

Москворецкий (южный) склон. Последним участком судоходно-водоводной части канала, замыкающим водораздельный бьеф канала и обеспечивающим судоходное сообщение с р. Москвой, является Тушинский узел сооружений. Протяжение этого участка канала небольшое — всего около 4 км. Основными сооружениями узла являются шлюзы № 7 и 8 с подходными каналами, тоннель при пересечении канала с Волоколамским шоссе, труба для пропуска под каналом р. Химки и труба для отвода под каналом р. Чернушки. Шлюзы № 7 и 8 двухкамерные, что позволяет преодолевать на сравнительно коротком участке перепад в 36 м. Общая протяженность канала от Волги до впадения в р. Москву 128 км.

Верхний подход к шлюзу № 8 отличается большой сложностью из-за происходящего здесь под дном канала тоннеля Волоколамского шоссе и трубы для отвода р. Чернушки. Участок канала между шлюзами № 7 и 8 проходит в высоких дамбах. В месте пересечения канала с руслом р. Химки, пропускаемой под каналом, высота дамб достигает 17 м. С напорной стороны они имеют мощный глинистый экран. Тело дамб отсыпано из песков разной крупности.

Для использования перепада при сбросе обводнительного расхода из водораздельного бьефа канала в р. Москву и для возвращения в результате этого части энергии, затраченной на накачку воды из Волги, на южном склоне трассы возведена Сходненская ГЭС. Вода к ней подается по специальному открытому каналу, берущему начало у шлюза № 7. Протяженность канала свыше 2 км. От здания ГЭС идет отводной канал до соединения с р. Москвой. Отличительной особенностью ГЭС являются деревянные трубопроводы большого диаметра. Опыт их эксплуатации описан в гл. 1У.

Для обеспечения прохода судов с Волги в Западный и Южный порты на р. Москве в пределах города были построены Карамышевский и Перервинский гидроузлы. Их строительство позволило также благоустроить русло реки, примыкающие к нему территории и набережные.

Карамышевский гидроузел состоит из бетонной пятипролетной плотины, однокамерного шлюза № 9 и гидростанции. Эти сооружения поднимают воду в р. Москве на 6 м. Гидростанция рассчитана на среднесуточный обводнительный расход около 40 мЗ/с, слагающийся из собственного минимального расхода реки в 5 мЗ/с и обводнительного расхода в 30 мЗ/с, поступающего из Волги через канал.

В районе Серебряного бора р. Москва делает большую излучину, общая длина которой достигает 6,5 км. Для создания более удобных судоходных условий произведено спрямление этой излучины. Поперечное сечение спрямляющего канала выполнено аналогично сечению судоходного канала. С постройкой спрямляющего канала (длина около 2 км) главный расход р. Москвы, особенно в период весеннего паводка, должен проходить по нему. В связи с этим старое русло, проходящее по Серебряному бору, должно было постепенно заилиться и отмереть. Для сохранения старого русла в верхней части спрямляющего канала устроены заградительные ворота, которые по окончании навигации перекрывают канал, и весь обводнительный расход в течение зимы идет по излучине. В период весеннего паводка весь расход воды идет также по излучине, по ней же осуществляется и судоходство. С окончанием паводка ворота, состоящие из треугольных ферм, укладываются в нишу флютбета и судоходство переводится на спрямляющий канал. Благодаря ежегодно создаваемому режиму удалось сохранить природные условия Серебряного бора.

Перервинский гидроузел расположен на р. Москве, в юго-восточной части города, где ранее существовал низконапорный судоходный гидроузел — разборчатая плотина и шлюз, которые не обеспечивали нужные глубины в пределах города, поэтому на р. Москве еще существовала подобная Бабьегородская плотина и при ней шлюз.

В состав гидроузла входят бетонная семипролетная плотина, однокамерный шлюз № 10, малый шлюз и гидростанция. В конструктивном отношении шлюз № 10 отличается от типового шлюза тем, что у него камера не докового типа, а с раздельными стенками. Этот узел сооружений поднял уровень р. Москвы на 6 м.


 
 

Водные пути России - Справочная информация о реках, гидросооружениях, городах
Сайт входит в проект Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU

При использовании материалов ссылка на INFOFLOT.RU обязательна.

Пишите нам: map@infoflot.ru \ Россия, Москва 2001-2002
Информация на странице обновлена: 14-01-2003

Rambler's Top100

MAFIA's Top100