ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ \ Всё о Канале им. МОСКВЫ \ Путеводитель для туристов

 
 
 Не рекомендуется находиться на открытых участках палубы теплохода в момент прохода под мостами, вблизи пляжей - в последнее время участились хулиганские выходки с киданием камней и других предметов в теплоход.

Путеводитель по “Каналу им. Москвы”

Маршрут начинается от причалов Северного речного вокзала, построенного на Химкинском водохранилище “Канала им. Москвы” в 1937 г. Отойдя от пассажирских причалов, с правого борта проходим Северный грузовой порт, с левого борта располагается микрорайон Тушино и рейд Северного порта

Пройдя мосты Ленинградского шоссе, сдвоенные мосты МКАД и мост Октябрьской железной дороги (самый низкий на канале 13,6 м, на его нижней части можно наблюдать многочисленные царапины от антенн и прочих выступающих частей проходивших судов) подходим к Водоразделу канала. С этого места речка Химка текла в сторону Москвы, а речка Клязьма в сторону Мытищ. С постройкой канала их русла были затоплены с образованием соответственно Химкинского и Клязьминского водохранилищ, а водораздел (т.е. хребет холма) был прорезан так называемой “Глубокой выемкой”. Это самая глубокая выемка (траншея) на “Канале им. Москвы” глубиной до 23,5 м и шириной в верхней части до 140 м. В некоторых местах можно наблюдать, как массы грунта, стремясь сползти в канал, согнули железобетонный шпунт крепления откосов канала. Для обеспечения возможности ремонта этот ответственный участок с обеих сторон огражден заградворотами.

За “Глубокой выемкой” с левого борта проходим, место впадения в канал р. Клязьмы и выходим на прямую линию, выходящую в Клязьминское водохранилище, справа видны дома г. Долгопрудного. За мостом Савёловской ж.д. справа проходим Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод, следующий мост Дмитровского шоссе, выходим на простор Клязьминского вдхр – главного места отдыха жителей столицы. Здесь размещены многочисленные яхтклубы, дома и базы отдыха.

Далее поворачиваем левее в канал прорезающий водораздел между реками Клязьмой и Учей. Справа остался Пироговский рукав. В 4-х км от сюда, в селе Жостово находится художественная мастерская, изготавливающая широко известные подносы и вазы, также не далеко село Федоскино – центр русской живописи.

Выходим в Пяловское вдхр. Слева пристань “Солнечная поляна” и Аксаковский рукав, справа Учинское вдхр. (водозабор г. Москвы) и пристань Вятенёво. Это место связано с жизнью М.Е. Салтыкова-Щедрина, проводившего здесь летние месяцы.

Следующий участок канала выводит нас в Пестовское вдхр. Справа вдалеке будет видна пристань “Хвойный бор”, слева “Зелёный мыс”.

Снова входим в канал. Справа причал Рождествено, получивший своё название от села Рождествено-Суворово. Здесь находилась усадьба А.В Суворова.

Пройдя канал, снова выходим в водохранилище – Икшинское. Вдалеке видны очередные заградворота, построенные на дамбах поперёк водохранилища. За заградворотами пристань “Речка чёрная” – конечная для т/х “Ракета”, отправляющихся с Северного речного вокзала.

Вот и первый шлюз, но называется он “6-ой”, т.к. нумерация идет от г. Дубны. Входим в подходной канал, слева вида насосная станция, перекачивающая Волжскую воду с нижнего бьефа 6-го шлюза в водораздельный бьеф. На башнях верхней головы этого шлюза можно прочитать информацию дате его постройки и объёмах работ. Башни шлюзов насосных станций и др. сооружений на трассе канала имеют различное оформление, органично вписавшееся в природу Подмосковья. Башни 6-го шлюза украшены колоннами, на парапетах установлены большие скульптуры, изображающие советских людей.

Опускаемся вниз на 8,1 метра, недалеко виден следующий шлюз, слева проходим станцию и посёлок Икша. На островке между этим шлюзом и его насосной станцией можно наблюдать скульптуру девушки с яхтой в руках, точно такая же, встречает Вас перед входом на главную аллею Северного речного вокзала.

Через 7 км следующий шлюз. Рядом проходит полотно Савёловской ж.д., проходим под автомобильным мостом “малой бетонки” Москвы, справа в канал впадают две речушки – Скородайка и Пьявлица, после пристани Комсомольская входим в “4-й” шлюз. Недалеко отсюда находится станция “Турист” Савёловской ж.д. Холмистые склоны и террасы этих мест издавна привлекали много туристов, в наше время они стали главной горнолыжной базой Подмосковья.

Опустившись ещё на 8 м, выходим из шлюза. Справа сразу за шлюзом можно наблюдать небольшое Яхромское водохранилище и плотину. Следующий мост Савёловской ж.д. За мостом с левого борта теплоход проходит небольшой водосброс. Во время обороны Москвы в годы Великой Отечественной войны через это сооружение периодически сбрасывали воду в речку Яхрому (вся местность слева по борту теплохода находится ниже уровня воды в канале) для разрушения ледяного покрова и затруднения наступления Фашисткой армии на Москву. В память о тяжелых боях в этих местах на Перемиловских высотах установлен памятник Советскому войну, который можно видеть на подходах к 3-ему шлюзу.

“3-й” шлюз считается одним из красивейших шлюзов канала, благодаря установленным на башнях нижней головы, двум моделям шхуны Колумба “Санта Мария” из красной меди, символизирующих основную идею канала – выход из Москвы в моря мирового океана.

После выхода из 3-его шлюза до 2-го, теплоходу предстоит пройти самых длинный участок северного склона канала - 43,5 км, который получил название длинного бьефа. Проходим под мостом Дмитровского шоссе, с левого борта останется пристань “Яхрома”. В 3-х км от неё с лева можно будет увидеть, установленный в 1997 году в память о строителях канала, крест с мемориальной доской, напротив него на другом берегу канала стоит памятник участникам обороны г. Дмитрова в ноябре 1941 г. Далее с права проходим грузовой порт г. Дмитрова и мост Рогачёвского шоссе. После Дмитрова трасса канала проходит в основном по низменным местам, где берега и уровень воды в канале значительно выше примыкающей местности. Для расхождения и стоянки судов устроено несколько уширений, самое большое из них – “Татищевское уширение”, образованное из Татищевского озера. За этим уширением новый автодорожный мост Москва-Дубна. Следующий приметный пункт – украшеные скульптурными группами, заградворота в населённом пункте Орево. Впереди перед поворотом будет видна пристань “Ударная”.

После двух поворотов теплоход выходит на длинную прямую, в конце которой видна пристань “Соревнование”. Здесь канал проходит в высоких насыпных дамбах и справа с палубы судна, как с борта вертолёта, виды крыши домов в деревне “Надмошье” и широкая болотистая равнина. Жарким летом 1999 г. здесь пришлось проводить большие работы по предотвращению воспламенения торфяных откосов канала от горевших соседних болот. Повернув налево, у пристани “Соревнование”, в 10 км от нас будет виден шлюз №2.

Гидроузел №2, включающий в себя, как и остальные пройденные нами - шлюз, насосную станцию, и электроподстанцию, является своеобразным памятником строителям канала. Фасад подстанции украшен барельефом эпизодов стройки, на верхних башнях шлюза установлены скульптуры, изображающие строителей канала.

Выходим на последний участок канала, соединяющий нас с Волгой. Как и на предыдущем участке, русло канала проложено в насыпи высоко над основной местностью. Проходя действующую паромную переправу №3 с правого борта можно наблюдать панораму деревни Мельдино с одноименной железнодорожной платформой, далее после поворота и небольшого уширения пересекаем р. Сестру. Она проходит под дном канала в трубах, также в этом месте предусмотрен водосброс для ремонтных работ на данном участке канале. Проходим последние заградворота, ещё одну действующую паромную переправу №1, справа “Большой Волжский маяк” и после поворота открывается огромный монумент В.И. Ленину. До 1960 г. напротив него у пристани “Большая Волга” стоял таки же размеров Сталин, постамент остался до сих пор. Здесь мы встречаемся с Волгой и судовой ход разделяется. Налево “Московское море” дорога в Тверь, направо вниз по Волге шлюз №1 главные ворота “Канала им. Москвы”.


 
 

Водные пути России - Справочная информация о реках, гидросооружениях, городах
Сайт входит в проект Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU

При использовании материалов ссылка на INFOFLOT.RU обязательна.

Пишите нам: map@infoflot.ru \ Россия, Москва 2001-2002
Информация на странице обновлена: 11-01-2003

Rambler's Top100

MAFIA's Top100