ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ \ Всё о Канале им. МОСКВЫ \ Прочие сооружения

 

 По книге "Канал им. Москвы: 50 лет эксплуатации" / В.В. Бочаров, Л.С. Быков, Ю.С. Даценко и др.

 МАЛЫЕ СООРУЖЕНИЯ, ПОСТРОЕННЫЕ НА КАНАЛЕ. Заградительные ворота. При большой протяженности канала, проходящего в насыпях, не исключена возможность повреждения или прорыва ограждающих его дамб, что может вызвать сильные разрушения как самого канала, так и расположенных на прилегающих к нему территориях населенных пунктов. Кроме того, возможны случаи, когда потребуется капитальный ремонт искусственных сооружений на канале (дюкеры, трубы и т.п.). Поэтому в процессе эксплуатации может появиться необходимость какой-то участок канала на время ремонта выключить из общей системы и осушить. Поэтому судоходно-водоводный канал разделен на ряд участков с помощью заградительных ворот, которые позволяют выключить из общей системы канала отдельные участки и водохранилища. Устройство заградительных ворот особенно необходимо на водораздельном бьефе, так как последний включает в себя ряд водохранилищ (Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское, Химкинское). Повреждение напорного фронта одного из указанных водохранилищ при отсутствии заградительных ворот могло бы вызвать сток всей массы воды водораздельного бьефа, что повлекло бы за собой значительные разрушения.

Заградительные ворота выполнены по однопролетной схеме из конструкций, состоящих из ферм Томаса. Фермы представляют собой деревянные рамы из двух наклонных ног, скрепленных вверху металлической коробкой, внутри которой находится простейший механизм для автоматического освобождения подъемной цепи. В нижней части ноги рамы с помощью болтов и шпонок заделаны в металлические клепаные башмаки, через которые проходят цапфы, обеспечивающие свободное вращение рам около горизонтальной оси. В обычном состоянии рамы уложены в особой нише флютбета, при этом расстояние между рамами подобрано с таким расчетом, что они входят одна в другую. В одном из устоев сделана ниша, в которую и ложатся крайние рамы. В поднятом состоянии рамы примыкают одна к Другой, образуя стенку. Водонепроницаемость достигается путем установки гибких дополнительных уплотнений. Рамы поднимает механизм, установленный на устое. Проектное время закрытия (подъема) ворот — 30 мин.

Дорожные и мостовые сооружения. При подходе к Москве с северо-западной стороны канал пересекает густую сеть железнодорожных магистралей. Кроме того, одновременно с постройкой канала сооружалось большое число железнодорожных путей, магистральных и подъездных дорог, а также искусственных сооружений — мостов, тоннелей и пр.

Для мостов, которые проходят над каналом, высота подмостового габарита составляла 14,0 м над расчетным судоходным уровнем воды в канале. Возведенные мосты перекрывают одним пролетом всю ширину канала, включая в нее и бечевники.

Канал пересекает железные дороги в четырех местах: Савеловскую линию Ярославской железной дороги 2 раза — у станции Хлебникове и у шлюза № 4; Октябрьскую железную дорогу - у станции Химки; Рижскую дорогу — у станции Покровское-Стрешнево. Кроме того, Иваньковское водохранилище на Волге заливало часть территории, по которой проходила Октябрьская железная дорога на перегоне Завидово — Ред-кино в районе р. Шоши. Поэтому здесь потребовалось переустройство железнодорожного полотна и постройка нового моста через р. Шошу. Была перенесена часть Савеловской железнодорожной линии на перегоне Турист — Икша, где она совпадала с трассой канала. Всего было построено пять железнодорожных мостов и перенесено 25,5 км железнодорожных путей.

В 11 местах канал пересекал магистральные автодороги, что потребовало строительства шести крупных мостов и переноса автодорог общей протяженностью 99,5 км. Два пересечения выполнены в виде тоннелей: на пересечении канала с Волоколамским шоссе — двухсекционные тоннели прямоугольного сечения; в районе г. Дубны — односекционный тоннель под верхней головой шлюза № 1, соединяющий правый и левый берега р. Волги.

Всего на канале было построено более 40 подъездных и служебных шоссейных дорог общим протяжением около 130 км, которые, кроме обеспечения эксплуатационных нужд канала, обслуживают население прилегающих районов. На пересечениях второстепенных дорог с судоходным каналом вместо постоянных мостов было построено 14 паромных переправ, из которых ныне действует пять. Остальные в связи с возросшей интенсивностью движения судов закрыты.

Пересечения с водотоками. При пересечении канала с поверхностными водотоками в зависимости от топографических условий и санитарной характеристики стекающей воды устраивались сооружения трех типов: трубы, лотки и дюкеры. На северном склоне судоходно-водопроводного канала, где местность равнинная и в значительной степени заболоченная, прием поверхностного стока в канал по санитарным соображениям не производится.

Дюкеров на канале всего шесть, из них два двухсекционных и четыре односекционных. Все дюкеры выполнены железобетонными, при этом односекционные — круглые, требующие минимального расхода бетона и арматуры, двухсекционные — прямоугольные, рамные. Дюкеры делятся температурными швами на секции длиной 6—7 м. Изоляция обеспечивается замком из глины или суглинка и поверхностными внутренними и наружными шпонками в температурных швах. Для уменьшения продольной фильтрации по дюкеру под каждой дамбой канала устроено по железобетонной диафрагме со шпунтовым рядом. Все стыки отдельных секций снабжены ребордами. Входной и выходной оголовки массивные, бетонные, с ныряющими стенками, заканчивающимися обратными открылками. Очертания оголовков прямоугольные, с переходной частью по низу. Оголовки имеют внизу зуб, к которому примыкает обратный фильтр. Для ремонта дюкеров предусмотрены пазы для шандорных заграждений.

В тех местах, где по санитарным и топографическим условиям возможен прием воды в канал, сделаны лотки из бетона с частичным армированием.

Для пропуска лотков под бечевником устроены мостики или же лотки переходят в железобетонные трубы малого диаметра, соединенные в группы. Сопряжение лотков с каналом производится быстротоками повышенной шероховатости. Так как лотки могут работать и при ненаполненном канале, то быстроток доведен до дна канала, а внизу устроен водобойный колодец.

Порты и пристани. Основное транспортное назначение канала состоит в перевозке грузов с Волги в Москву, а московских портов - в принятии этих грузов и передаче их городскому транспорту. Для сокращения пробегов автотранспорта порты — Северный, Западный и Южный размещены в разных частях города возможно ближе к центрам потребления грузов.

Северный порт построен для принятия грузов и строительных материалов, предназначенных для обслуживания северо-западных районов Москвы. Здесь было возведено шесть специальных причалов общей длиной 700 м. Рядом с грузовым портом расположен Северный речной пассажирский вокзал. Здание вокзала объемом свыше 42 тыс. м.куб. расположено на возвышенной части территории; протяженность причальной стенки около 500 м. В настоящее время причальный фронт для пассажирских судов составляет 1,2 км.

Западный порт расположен в Филях на 100 м выше пересечения Белорусской железной дороги с р. Москвой. Постройка этого порта была обусловлена строительством канала. Причалы порта длиной 370 м расположены в 3 км от Карамышевского гидроузла. Через порт осуществляется снабжение строительными материалами московских предприятий, размещенных в юго-западной части города.

Южный порт находится на территории бывшего Сукина болота, на левом берегу р. Москвы, выше Перервинского гидроузла. Причальная линия глубоко врезана в берег реки и вместе с дамбой, примыкающей к плотине, ограждает территорию порта от затопления водами р. Москвы. На примыкающей к причальной линии территории, образованной в результате намыва грунта, размещаются склады, служебные, культурно-бытовые и жилые здания. Этот порт обслуживает южную часть города.

Для обслуживания местного грузооборота, а также пассажирского движения вдоль трассы канала было сооружено восемь пристаней и три остановочных пункта, большая часть которых в настоящее время утратила свое значение.

Навигационная обстановка пути. Для обеспечения эффективной и нормальной эксплуатации канал оборудован специальной судоходной сигнализацией и связью. Движение по каналу и его водохранилищам не прекращается как днем, так и ночью. Управление работой сооружений канала и движением судов обеспечивается с помощью связи. Всего на канале было установлено 982 знака, в том числе: маяков - 2; опознавательных знаков - 30; путевых огней - 462; створных знаков - 102; буев на водохранилищах - 108; светофоров, мостовых и стоповых огней -278. В процессе эксплуатации подавляющая часть знаков была реконструирована и заменена (путевые огни, створные знаки и буи).


 
 

Водные пути России - Справочная информация о реках, гидросооружениях, городах
Сайт входит в проект Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU

При использовании материалов ссылка на INFOFLOT.RU обязательна.

Пишите нам: map@infoflot.ru \ Россия, Москва 2001-2002
Информация на странице обновлена: 12-01-2003

Rambler's Top100

MAFIA's Top100