ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ \ Всё о Канале им. МОСКВЫ \ Гидротехнические сооружения

 

 По книге "Канал им. Москвы: 50 лет эксплуатации" / В.В. Бочаров, Л.С. Быков, Ю.С. Даценко и др.

  Производство строительных и монтажных работ. Как уже отмечалось, строительные работы на канале были начаты с конца 1932 г. на тех участках, где имелись достаточные изыскательские материалы, а 1 мая 1937 г. строительство канала было закончено. Таким образом, все строительство канала продолжалось 4 года и 8 мес. За этот период был выполнен следующий объем работ: земляных работ — 200 млн. мЗ, уложено бетона — 29 млн. мЗ, смонтировано металлических конструкций — 37,5 тыс. т.

Основной объем земляных работ был произведен при сооружении судоходно-водоводного и водопроводного каналов (66,6%) и при разработке котлованов под шлюзы (8,3%). Значительные объемы земляных работ были выполнены также при возведении земляных плотин и устройстве пересечений с железными и шоссейными дорогами.

Основной объем бетонных работ был выполнен при сооружении шлюзов (53,8%), бетонных плотин, гидростанций и насосных станций. На шлюзах смонтировано 41,4% всех металлических конструкций канала. Большое количество металлических конструкций потребовалось также для мостов, плотин, насосных станций и ГЭС.

На строительстве канала по стоимости занимали: первое место земляные работы — свыше 30% всех затрат, затем бетонные работы — около 18% и далее крепление откосов, изготовление и монтаж металлических конструкций и электрооборудования.

Сроки возведения отдельных сооружений были рекордными по тому времени. Иваньковская намывная плотина на Волге была возведена менее чем за 1 год. Движение по четырехпутному мосту Октябрьской железной дороги (у Химок), проложенному через канал, было открыто через 9 мес. после забивки первой сваи под его основание. Укладка бетона, например по шлюзу № 1, продолжалась 18 мес. Монтаж металлических конструкций в основном был проведен в течение 1936 и весны 1937 г. Большая часть энергомонтажных работ на канале была проделана в течение первых месяцев 1937 г.

Земляные работы. На строительстве канала в первые 2 года средств механизации этих работ не хватало. Первый экскаватор поступил на строительство канала лишь в июле 1933 г. На 1 января 1934 г. экскаваторов было уже 26. Ковровский экскаваторный завод с 1935 г. начал серийный выпуск полноповортных паровых экскаваторов на гусеничном ходу полууниверсального типа, известных под маркой ППГ-1,5 объемом ковша 1,0 мЗ. Это позволило в 1935 г. увеличить экскаваторный парк строительства до 171 единицы и значительно расширить объемы земляных работ, выполняемых экскаваторами.

Земляные работы производились непрерывно круглый год, за исключением работ по возведению наиболее ответственных насыпей, плотин и дамб. Как летом, так и зимой работы осуществлялись круглые сутки и в большинстве случаев не прекращались даже во время самых сильных морозов. Зимой грунт рыхлился взрывами. 

При строительстве канала впервые в условиях крупной стройки была применена гидромеханизация для разработки, транспортировки и укладки (намыва) земляной массы. Всего с помощью гидромеханизации было разработано 10,5 млн. мЗ грунта, в том числе на основных работах 7,8 млн. мЗ. Установки гидромеханизации работали по всей трассе канала. В 1935 г. на основных работах действовало 16 установок, а в 1936 г. — 31; кроме того, на добыче гравия работало семь установок, на вспомогательных работах — девять. Стоимость земляных работ, выполненных способом гидромеханизации, оказалась ниже стоимости этих работ, выполненных любым другим применявшимся способом. Например, стоимость выемки грунта гидромониторами была в 2 раза меньше стоимости его выемки экскаваторами.

Общий объем основных земляных работ, выполненных в период строительства канала, составил 154 млн. мЗ, из них 45 млн. мЗ, или 29,2%, приходилось на насыпи, являющиеся напорными земляными сооружениями. Из общего объема земляных работ 96% выполнено путем отсыпки насухо и 4% — способом гидромеханизации. Земляные насыпи канала возводили только из местных грунтов. Несмотря- на их крайнее разнообразие на отдельных участках трассы канала, перевозки грунтов на строительстве не допускались.

В соответствии с требованиями проекта строителям приходилось осуществлять сортировку грунта с учетом его фильтрационных свойств, влажности и степени устойчивости на сдвиг, а проектировщикам в зависимости от свойств местного грунта изменять конструкции сооружений. После исследований свойств (механических, противофильтрационных и др.) грунтов и признания их годными производились работы по возведению насыпей. Грунты в насыпях плотин, дамб и других сооружений тщательно уплотняли.

Бетонные работы. Около 160 сооружений на канале построены из бетона и железобетона. Наиболее крупными сооружениями, в которые уложено до 70% всего бетона (2,1 млн. мЗ), являются шлюзы, плотины, насосные станции и ГЭС. Сроки исполнения бетонных работ на этих сооружениях колебались в довольно широких пределах — от 10 до 34 мес. Так, первый кубометр бетона на насосной станции гидроузла № 6 был уложен лишь в августе 1936 г. — всего за 9 мес. до открытия канала. Средние сроки выполнения бетонных работ для основных сооружений составляли 25 мес. Карамышевская плотина строилась 25 мес., Перервинская — 22 мес. В наиболее короткие сроки были построены: шлюз № 5 — 14 мес., шлюз № 10 — 17 мес. и шлюз № 1 — 18 мес. Дольше других производилась укладка бетона на Иваньковской плотине.

В гидротехнических сооружениях особые требования предъявляются к качеству бетона. Бетон этих сооружений должен быть водонепроницаемым, морозоустойчивым и химически стойким, что гарантирует долговечность сооружения. В связи с этим бетонные работы на строительстве канала производились при строгом контроле как за их качеством, так и за качеством материалов, составляющих бетон.

Для контроля за качеством материалов и наблюдением за выполнением технических условий по производству бетонных работ при Управлении строительства была создана центральная лаборатория. В этой лаборатории был проведен ряд научно-исследовательских работ, позволивших решить по-новому некоторые вопросы технологии приготовления и укладки бетона.

Для возможности оценки качества бетонных работ не только в период строительства, но и по окончании возведения сооружении на строительстве канала впервые в практике гидротехнического строительства было введено промежуточное актирование каждого выполненного процесса бетонных работ и качества бетона, уложенного в отдельные части сооружений. Этот порядок актирования, а также полнота и тщательность ведения документации по организации и производству строительных работ не только дали возможность приемочной комиссии составить картину ведения бетонных работ и оценить их качество, но и разбираться и принимать правильные решения при ремонте и устранении появившихся дефектов в некоторых элементах сооружений в процессе всего периода эксплуатации.

Для постройки бетонных сооружений на канале израсходовано свыше 720 тыс. т цемента, который поступал с 16 заводов различными партиями самого разнообразного качества и марок. Этим и объясняется известная неоднородность бетона в сооружениях, которая после 50-летнего периода особенно наглядно проявляется на стенках камер шлюзов.

Добыча гравия и песка была развернута почти на 40 карьерах, расположенных как вблизи трассы канала, так и в отдалении от нее. Качество инертных заполнителей контролировалось центральной, районными и полевыми лабораториями.

Известно, что бетон на пуццолановом цементе значительно устойчивее и долговечнее в условиях воздействия на него пресных и минерализованных вод. Однако промышленность СССР, производившая в тот период пуццолановый портландцемент в ограниченном количестве, не могла снабдить этим цементом строительство канала в необходимых количествах. Пуццоланового цемента поступало на строительство только 15% его потребности. Поэтому пуццоланизация цемента была организована на месте приготовления бетона путем введения непосредственно в бетономешалки трепельно-водной суспензии. Трепел добывался из Тентиковского месторождения, расположенного в 6 км от Дмитрова. Всего на строительстве канала, с присадкой уложено около 50% объема бетона. Трепел применялся для так называемого гидротехнического бетона. Мелкие гидротехнические сооружения снабжались преимущественно пуццолановым цементом. Средний расход присаженного к цементу трепела составил 49 кг на 1 мЗ бетона, что обеспечило соответствующую плотность и водонепроницаемость бетона.

Из-за разбросанности бетонных сооружений по трассе строительства, а также недостаточной обеспеченности многих строительных площадок транспортными средствами транспортное обслуживание бетонных работ производилось разнообразными способами, начиная от тачек, двухколесных бетоновозок, вагонеток, автомашин и кончая усовершенствованными ленточными конвейерами.

Большая часть (93%) строительных материалов была доставлена по железным дорогам и лишь 7% — водным путем. Для этого было построено более 220 км железнодорожных путей и веток на магистральных направлениях, из которых 115 км по окончании строительства были переданы другим организациям. Кроме этого, для производственных нужд на строительных площадках было возведено 525 км железнодорожных путей нормальной колеи, 475 км узкой колеи и около 2000 км автодорог. Пути эти были связаны непосредственно с работами на трассе и неоднократно передвигались и перекладывались.

Монтажные работы. В составе канала возводились гидротехнические сооружения различного назначения — плотины, шлюзы, насосные станции, гидростанции, аварийные и заградительные ворота, крупные мостовые сооружения и др. Каждое из этих сооружений представляло собой систему сложных механизмов с большим количеством конструкций и изделий, в ряде случаев новых и оригинальных. Естественно, эта задача не могла быть решена только силами строительства. Для технического сооружения канала были привлечены крупнейшие индустриальные предприятия страны.

Девять вертикальных гидротурбин с генераторами были сконструированы и изготовлены на Ленинградском металлическом заводе и заводе "Электросила" им. Кирова. 20 мощных пропеллерных насосов поставил каналу Московский завод "Борец". Двигатели для пропеллерных насосов и насосов водопроводной станции изготовил и поставил Харьковский электромеханический завод. Московский завод "Динамо" и другие заводы поставляли всевозможного рода оборудование и изделия. Механизмы для затворов верхних голов шлюзов изготовлял Кировский завод, механизмы для водопроводных галерей — Ижорский завод им. Жданова и для двустворчатых ворот нижних голов — Невский машиностроительный завод. Портальные краны грузоподъемностью 150 т для Иваньковской плотины изготовлены Новокраматорским машиностроительным заводом.

Опыт эксплуатации насосов подтверждает, что задача их конструирования и изготовления была решена на самом высоком техническом уровне с опережением достижений передовых иностранных фирм того времени.

Самого широкого размаха на канале достигли работы по монтажу металлических конструкций и механизмов. Объем их монтажа составил 37,5 тыс.т.

Основным подрядчиком по поставке и монтажу металлических конструкций и механизмов была Всесоюзная контора "Гидромонтаж" Союзстальмоста, выполнившая поставку 85% всех конструкций и механизмов и 65% монтажных работ. Остальные 35% монтажа выполнялись силами строительства. Основной монтаж производился во втором полугодии 1936 г. и зимой 1936-1937 гг.

Сжатые сроки строительства требовали исключительного напряжения и тщательной подготовки со стороны не только строителей канала, но и заводов-поставщиков. Опытных монтажников не хватало. Их готовили на месте из числа проектировщиков, главным образом из молодежи. В 1936 г. - период самых напряженных работ Московский Комитет партии мобилизовал для строительства несколько сот монтажников — рабочих, инженеров и техников. Эта мера способствовала окончанию в срок монтажа механизмов и пуску канала.


 
 

Водные пути России - Справочная информация о реках, гидросооружениях, городах
Сайт входит в проект Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU

При использовании материалов ссылка на INFOFLOT.RU обязательна.

Пишите нам: map@infoflot.ru \ Россия, Москва 2001-2002
Информация на странице обновлена: 11-01-2003

Rambler's Top100

MAFIA's Top100