ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ \ Всё о Канале им. МОСКВЫ \ Гидротехнические сооружения

 

 По книге "Канал им. Москвы: 50 лет эксплуатации" / В.В. Бочаров, Л.С. Быков, Ю.С. Даценко и др.

  Архитектура сооружений канала. При оформлении сооружений канала архитекторы учитывали образцы архитектурных форм классического зодчества. Ансамблевое решение гидроузлов, увязанное с ландшафтом и простором водной глади, стало основным в оформлении сооружений канала. Для внешней облицовки башен шлюзов и других зданий были использованы мрамор, диорит, гранит разных цветов, полированный лабладор и цветная штукатурка. Здания насосных станций, распределительных устройств и гидростанций, составляющие со шлюзами ансамбль, получили архитектурное выражение легкости и стройности, но в то же время монументальности в соответствии с их назначением.

При входе в канал со стороны Волги воздвигнут гранитный монумент (скульптор С.Д. Меркуров) В.И. Ленину. Этот монумент является композиционным центром архитектурного решения головного Волжского узла (архитектор И.К. Белдовский) и по своим размерам и значимости доминирует над всеми остальными сооружениями. Башни шлюза№ 1 воздвигнуты в простой форме параллелепипеда с фризовым этажом. Первый этаж имеет массивную облицовку груботесаным гранитом. Ажурные витражи больших окон обрамлены черным полированным Лабрадором. Бетонная плотина, имеющая красивые конструктивные формы с высокими портальными кранами, не требовала иных форм украшения.

Шлюзы с башнями, расположенные на трассе канала от Волги до Москвы, имеют различное оформление и вместе с прилегающими к ним зданиями являются главными объектами в архитектуре канала. Башни управления шлюзов являются как бы портиками, мимо которых проходят суда, этим обусловлена симметричная постановка башен по отношению к оси канала.

Насосные станции, расположенные около шлюзов то с левой, то с правой стороны, являются сооружениями промышленного типа и в своих внешних формах отражают происходящий в здании производственный процесс — перекачку воды. Принятое членение фасадных плоскостей отвечает числу установленных агрегатов. Архитектурное решение зданий предусмотрено то в виде каменно-ажурного витража по всему фасаду, то виде арок, опирающихся на пилоны. Здания опоясаны внизу темным светло-серым гранитным цоколем и ажурными решетками на мостиках.

Остальные сооружения на узлах подчинены архитектуре шлюзов и насосных станции и увязаны контурами с ландшафтом. На строгих башнях шлюза № 2 установлены скульптурные группы (скульпторы Ю.П. Поммер, А.А. Стемпковский), изображающие строителей канала. Над архитектурой сооружений гидроузла № 2 работал архитектор В.М. Лисицын.

На башнях нижней головы шлюза № 3 установлены декоративные парусные корабли-каравеллы, выполненные из красной меди в крупном масштабе и копирующие корабль Колубма "Санта-Мария". Этот морской образ подчеркивает основную идею канала, соединяющего моря. Архитектура гидроузла № 3 выполнена архитектором В.Я. Мовчаном.

Шлюз № 4 расположен в очень живописной долине и при его оформлении использованы приемы классической архитектуры (архитектор А.Л. Пастернак) . Особенно выразительны башни верхней головы, возведенные в виде портиков на мощных грубо околотых высоких гранитных цоколях. Насосная станция с большими арочными проемами гармонично связывается с водой.

Выделяется своей архитектурой и шлюз № 5. Башни верхней головы шлюза имеют форму, напоминающую каменные подпорные гидротехнические сооружения. Простота форм, широкие глади стен, прорезанные арками проемов, полное отсутствие орнамента и декоративных элементов делают башни монументальными, а применение на башнях круглых ротонд с колоннами придает сооружению в целом легкость и необходимую высоту (архитектор Д.Б. Савицкий).

На башнях шлюза № 6 установлены фигуры (скульпторы Р.Р. Иодко, Д.П. Шварц, А.И. Тенита), венчающие колонны, обращенные к шлюзному входу и образующие вместе с удлиненными башнями пропиллею со стороны водораздельного бьефа. Здесь применены мемориальные доски (архитектор Г.Г. Вегман).

Отдельные скульптуры, каменные вазы, лестницы, скамейки, а также зеленый наряд украшают территорию, окружающую здания каждого узла. Широко применяется архитектура малых форм на промежуточных сооружениях канала — заградительных воротах, переправах, дюкерах и пр., что оживляет однообразную в некоторых местах линию берегов канала.

Шлюзы южного склона канала № 7 и 8 имеют каждый удвоенные размеры по длине и по три пары башен. Расположенные на сравнительно коротком участке южного склона канала от Химкинского водохранилища до р. Москвы, эти шлюзы получили комплексное архитектурное решение (архитектор В.Ф. Кринский). Двенадцать башен, архитектурно оформленных по общему классическому мотиву, образуют аллею, украшающую водную магистраль. Применение классических форм в многочисленных колоннах башен, увенчанных архитравом и карнизом, повторяющими пропорции самих башен, вытекало из стремления дать соответствующее оформление сооружениям, находящимся в пределах столицы. Достижению этой цели способствовало также использование в облицовке башен камня ценных пород —розового и серого гранита, черного полированного Лабрадора, зеленого диорита и белого мрамора. По сторонам у портиков, завершающих башни, расположены декоративные элементы в виде чугунных якорей с цепями.

Особое архитектурное оформление получил Северный речной вокзал (архитектор А.М. Рухлядев). При его художественном оформлении средства архитектуры сочетались с монументальной скульптурой и фресковой живописью. Вокзал рассчитан на массы людей. Галереи, плоская крыша, полукруглые ротонды с фонтанами, вестибюли широко открыты для всех Башня со шпилем несет пятиконечную звезду из самоцветов. Арочные проемы в галереях гармонируют с водой, а окружающая колоннада придает вокзалу особую легкость и как бы плавучесть.

Гидротехнические узлы на р. Москве у Серебряного Бора и Перервы также получили ансамблевое решение. После Хорошевского спрямления (названо по имени местности) у Серебряного Бора открывается вид на Карамышевский гидроузел. Архитектура плотины и гидростанции подчеркнуто нарядна и ажурна. Башни шлюза N° 9 решены в виде высоких параллелепипедов (архитектор А.М. Рухлядев). Территория между шлюзами и плотиной, представляющая собой высокий мыс и выдвигающаяся в верхний бьеф, является парком.

Последним в системе канала является Перервинский узел сооружений, расположенный на юге столицы. Его архитектура скромнее архитектуры других сооружений канала (архитектор И.К. Белдовский). Широкое русло р. Москвы перегорожено семипролетной плотиной. Отделка башен шлюзов № 10 и 11 выполнена в светлых строгих тонах.

Архитектурное оформление сооружений канала за 50-летний период не претерпело существенных изменений и сохранилось почти в первоначальном виде до настоящего времени, за исключением скульптурно-художественных произведений. По истечении срока эксплуатации скульптуры, выполненные из бетона, стали разрушаться, а многие из них к этому времени пришли в негодность. Было принято решение начать работы по реконструкции и реставрации скульптурно-художественных произведений, украшающих канал. Для выполнения реставрационных работ были приглашены и авторы, создавшие эти произведения. Заслуженный художник РСФСР, проф. Московского архитектурного института А.А. Стемковский и заслуженный художник РСФСР, доцент Высшего художенственно-промышленного училища (бывшего Строгоновского) Ю.П. Поммер возглавили коллектив скульпторов-реставраторов.


 
 

Водные пути России - Справочная информация о реках, гидросооружениях, городах
Сайт входит в проект Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU

При использовании материалов ссылка на INFOFLOT.RU обязательна.

Пишите нам: map@infoflot.ru \ Россия, Москва 2001-2002
Информация на странице обновлена: 11-01-2003

Rambler's Top100

MAFIA's Top100