ВОДНЫЕ ПУТИ РОССИИ СТАТЬИ

НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ

 

НАВИГАЦИОННЫЕ ЗНАКИ

 

Информационные знаки >>>> рисунок 1 ( 95 Kb)
Знаки обозначения положения судового хода >>>> рисунок 2 ( 89 Kb)
Береговые знаки указания положения судового хода >>>> рисунок 3 ( 67 Kb)
Береговые знаки указания положения судового хода 2 >>>> рисунок 4 ( 59 Kb)

 

Навигационные знаки предназначены для обозначения на внутренних водных путях судового хода (его оси и кромок), границ рейдов, информации судоводителей об особых условиях плавания на конкретных участках водного пути, в районе гидротехнических сооружений, мостов и т. д. Число, тип и принцип расстановки навигационных знаков зависят от вида водного пути (река, водохранилище, канал, озеро), габаритных размеров судового хода и интенсивности судоходства. Отличительные признаки навигационных знаков (тип, размер, цвет) и сигнальных огней на них (цвет, режим горения) регламентированы государственным стандартом. В зависимости от класса водного пути, необходимой дальности видимости, цвета фона (светлый, темный), берега для размещения (левый, правый) навигационные знаки могут иметь различные форму (силуэт), цвет, размеры.

Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие. Наиболее важными для судоходства являются береговые навигационные створы.

Осевой створ предназначен для обозначения оси судового хода. Он состоит из двух знаков: переднего и заднего. В большинстве случаев "створная линия" осевого створа совпадает с осью судового хода.

Щелевой створ указывает положение судового хода и его кромок. Он состоит из трех береговых знаков: одного заднего и двух передних. Осевая створная линия соответствует положению, когда задний знак просматривается строго посередине между передними.

Относительно редко применяемый кромочный створ является разновидностью осевого и указывает положение кромок судового хода.

Ходовой знак служит для обозначения судового хода, проходящего у берега.

Перевальный знак предназначен для обозначения места изменения направления судового хода.

Значительное распространение на внутренних водных путях получил береговой знак "Ориентир". Этот знак предназначен для обозначения характерных мест судоходного пути - выступов берега и поворотов русла. На водохранилищах знаки "Ориентир" часто устанавливают на насыпных островах из камня и свайном фундаменте, ими ограждают мелководную затопленную пойму.

В период половодья, когда места установки некоторых створов и ходовых знаков оказываются затопленными, устанавливают временные береговые знаки - весенние, которыми обозначают затопляемые берега.

К береговым знакам относятся также знаки на пролетах мостов и специальные информационные знаки, например "Расхождение и обгон запрещены!", "Якоря не бросать!" и др.

         На судоходных каналах используют два типа береговых знаков - путевые и опознавательные. Огни путевых знаков в темное время суток обозначают берега канала. Опознавательные знаки выполняют функции знака "Ориентир". Их устанавливают на оголовках дамб при сопряжении канала с водохранилищем, рекой.

 

         К плавучим навигационным знакам относят буи, бакены и вехи. Плавучие знаки позволяют более точно, чем береговые, обозначать кромки судового хода. В некоторых случаях плавучие знаки используют для разделения судового хода на две полосы движения судов и обозначения подводных препятствий.

         Информацию о назначении конкретного плавучего знака несет форма и цвет его надводной части, цвет и режим горения (постоянный, проблесковый) сигнального огня. Надводная часть плавучего знака имеет треугольную, прямоугольную и круглую формы. На левой кромке судового хода обычно устанавливают плавучие знаки с треугольным силуэтом надводной части. Плавучие навигационные знаки подвержены периодическому повреждению, смещению со своих штатных мест при навале на них судов, плотов, льдин. Поэтому надежность их действия несколько ниже, чем береговых знаков.

          Береговые и плавучие навигационные знаки различаются по типоразмерам. Применение того или иного типоразмера (по ГОСТ 26600- 85) обусловлено требуемой дальностью видимости знака.

          Общий принцип расстановки навигационных знаков заключается в их размещении таким образом, чтобы при движении судна перед судоводителем непрерывно находился один или несколько знаков, а в темное время суток - огней.           При этом излишнее насыщение водного пути навигационными знаками не способствует улучшению условий ориентирования судоводителя, а, наоборот, рассеивает внимание. Это особенно проявляется в темное время суток, когда при обилии знаков в поле зрения судоводителя оказывается большое число огней (в том числе и судовых) разного цвета с различным режимом горения. Поэтому на водных путях устанавливается минимальное число навигационных знаков, обеспечивающее безопасные условия судоходства и наименьшие затраты на содержание навигационного оборудования. На относительно небольших реках с высокой интенсивностью судоходства (Вятке, верхнем Дону, Оке и др.) в составе береговых знаков преобладают перевальные и ходовые. При значительных размерах русла и удлиненных участках с прямолинейной осью судового хода в основном применяются осевые створы.

 

           Преобладающее большинство плавучих знаков на реках являются кромочными: ограждают правую и левую кромки судового хода. Глубина в месте постановки кромочных знаков равна или больше объявленной гарантированной. У особо опасных для судоходства подводных препятствий устанавливают дублирующие плавучие знаки.

Навигационные знаки, ограждающие подводные препятствия, информирующие о повороте или разделении судового хода, наличии свальных течений, имеют специальную окраску, а огни на них особый режим проблесков. Система расстановки знаков с обозначением оси и кромок судового хода называется латеральной.

           Линейные створы устанавливают для обозначения оси хода на расстоянии до 10 км. При большей длине створной линии устанавливают щелевые створы.

           На озерных частях водохранилищ с шириной судового хода не менее 300 м плавучие знаки ставят на оси основного судового хода, разделяя два встречных направления движения судов. Расстояние между осевыми буями определяется расчетом (в зависимости от размеров буя, состояния атмосферы), обычно оно составляет от 3,5 до 5 км. На поворотах судового хода расстояние между смежными буями уменьшается примерно до 2 км. Разветвления судовых ходов обозначают разделительными буями.

           Для оперативной установки плавучих знаков весной после вскрытия водохранилища ото льда штатные места наиболее важных для судоходства знаков фиксируют зимними (ледовыми) буями ("сигарами"). Эти же знаки позволяют обнаружить место расположения навигационного буя в случае его смещения судном или льдом.

           На особенно сложных для судоходства участках для ориентировки судоводителей устанавливают знаки "Ориентир". В большинстве случаев такой знак имеет силуэт буя, установленного на насыпном островке из камня или свайном основании. Особую значимость знаки "Ориентир" приобретают при плавании судов в ледовых условиях, когда обычные навигационные буи убирают.

           На крупных озерах (Ладожском, Онежском), в некоторых морских заливах отдельные подводные препятствия ограждают плавучими навигационными знаками по кардинальной международной системе (МАМС). Силуэт знака, окраска и режим горения сигнального огня поясняют судоводителю, что знак должен оказаться южнее (севернее, западнее, восточнее) движущегося судна: северный знак у препятствия информирует "Обойди меня с юга", южный - "Обойди меня с севера" и т.д.

          На искусственных судоходных каналах на берегах устанавливают путевые знаки. Их располагают парами на противоположных берегах канала. При движении по каналу в тёмное время суток видна перспектива из нескольких пар огней, обозначающих направление канала. На прямолинейных участках расстояние между знаками обычно составляет 500 м (Канал им. Москвы), на поворотах расстояние сокращается до 250 м. При входе из водохранилища в судоходный канал на оголовках дамб устанавливаются опознавательные знаки «ориентир».

 
  

   Водные пути России - Информационно-справочный сайт
   Сайт входит в проект Российский речной флот и туризм INFOFLOT.RU
   При использовании материалов ссылка на WWW.INFOFLOT.RU обязательна.
   Пишите нам: map@infoflot.ru
    Информация на странице обновлена02 февраля, 2003
   Россия, Москва 2002

Rambler's Top100

MAFIA's Top100